Глубокое или частичное нарушение зрения, существенно изменяя механизмы информационных связей с окружающей действительностью и спектр получаемой информации, накладывает отпечаток на все этапы жизнедеятельности человека, сказываясь на взаимодействии, как с физической, так и с социальной средой. Отсутствие зрения может вызывать множество негативных социальных последствий, обусловленных неадекватным отношением окружающих к возможностям незрячих.
Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ограниченными возможностями. Иногда незрячие и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции: «Мне кажется, что они не замечают моего присутствия, говорят так, словно меня здесь нет».
С целью привлечения внимания общественности к проблемам незрячих людей с соцработниками в «Школе социального работника» специалистами территориального центра был организован обучающий семинар «Этика общения с незрячими и слабовидящими людьми». Особое внимание было уделено такому вопросу, как оказание «грамотной» помощи людям с нарушениями зрения.
Слабовидящих и незрячих людей стоит воспринимать, как естественную часть окружающего мира, а не как объект снисхождения и жалости. Помните, что один из способов коммуникации, выбор слов и тем для разговора отражают наше отношение к собеседнику. Понимание трудностей другого и навык бережного и уверенного общения позволяют проявить уважение к человеку с нарушениями зрения и наладить хороший контакт.